Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход | |||||||||||||||||||||
|
Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группеВоспитатель: Манешина Надежда Григорьевна
Тема: «Обучение детей игре в шахматы». Программные задачи:
- познакомить детей с одновременным ходом короля и ладьи – рокировкой; - активизировать мыслительную деятельность детей; - продолжать подготовку руки к письму; - закрепить знания детей о линиях на шахматной доске: вертикалях, горизонталях, диагоналях и их обозначениях; - уточнить знания детей о часах времени: часы недели, часы месяцев, часы времён года, часы года; - продолжать учить детей ориентироваться на шахматной доске; - закрепить у детей умение видеть во время игры изящество и красоту отдельных ходов, шахматных комбинаций, получать от игры истинное удовольствие; - развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание. Материалы и оборудование. Демонстрационный материал: телеграмма, модель часов недели, модель часов времён года, модель часов месяцев, магнитная шахматная доска, магнитофон, таблица «Линии на шахматной доске», набор латинских букв. Раздаточный материал: наборы шахмат (6 штук), карандаши (12 штук), шахматные тетради (12 штук), макеты шахматных корон. Ход занятия: I. Введение в игровую ситуацию. Педагог: Ребята, заниматься математикой вы сегодня будете в шахматной школе. Стук в дверь, входит почтальон Печкин. Печкин: Начальная школа – детский сад № 2? Ответы детей. Печкин: Старшая группа? Ответы детей. Печкин: Вам срочная телеграмма. Педагог: Надо срочно прочитать её содержание. Кто мне поможет? Один ребёнок по желанию читает телеграмму. Содержание телеграммы: «Дорогие дети! Я оказался в затруднительном положении. Если вы мне поможете, то я награжу вас шахматными коронами. Шахматный король». Педагог: Ребята, поможем шахматному королю? Ответы детей. II. Уточнение проблемы и установка задачи. Педагог: Чтобы помочь королю, надо всё привести в порядок и вспомнить часы времени. Сколько дней в неделе? Ответы детей, в случае затруднения педагог задаёт наводящие вопросы. Педагог: Назовите дни недели по порядку. Ответы детей. Педагог: Как называются эти часы? Ответы детей. Педагог: Сколько времен года? Ответы детей. Педагог: Как сменяют друг друга времена года, начиная с зимы? Педагог ответы детей сопровождает показом модели часов времён года. Педагог: Как называются эти часы? Ответы детей. Педагог: Сколько братьев Месяцев, помощников Зимы? Ответы детей. Педагог: Назовите их. Педагог ответы детей сопровождает показом модели часов месяцев. Педагог: Назовите братьев Месяцев, помощников Весны? Ответы детей. Педагог: Как называются эти часы? Ответы детей. Педагог: Молодцы, ребята! Ничто не подвластно времени. Напоминаю вам, что наша, многими любимая игра шахматы, существует более двух тысяч лет. А сейчас я вас превращаю в шахматные фигуры. Встаньте, моё могучее войско. Давайте споём нашу любимую песню «Шахматное войско». Физкультминутка. Дети исполняют песню, выполняя определённые движения. Мы - шахматные пешки Ходьба на месте. В бою не любим спешки, Шагаем лишь вперед, Шаг вперед левой ногой, Назад не знаем ход. ходьба на месте. За нами офицеры, Шаг левой ногой в сторону, За нами короли, руки в стороны, Ладьи и королевы правую ногу приставить к И конные полки. левой, руки к плечам. Налево и направо Наклон влево, правая рука Мы бить имеем право, вверх. А коль в конец доски придём, Наклон вправо, левая Фигуру новую берём. рука вверх. III. Поэтапное решение проблемы. Педагог: Песня нам помогла вспомнить название шахматных фигур. А теперь давайте вспомним, где они живут, и повторим с вами шахматную географию и шахматную азбуку. Как называются линии на доске, идущие сверху вниз? Ответы детей. Педагог: Чем они обозначаются на доске? Дети: Латинскими буквами. Педагог: Кто расскажет о латинских буквах считалочку? Дети: Артисту Биму циркуль дашь, его фамилия ЖЭ АШ. Педагог: Назовите вертикали по порядку. Дети: Вертикаль , вертикаль , вертикаль C, вертикаль , вертикаль , вертикаль , вертикаль , вертикаль. Педагог: Как называются линии на доске, которые идут слева направо или справа налево. Ответы детей. Педагог: Чем они обозначаются на доске? Ответы детей. Педагог: Назовите их по порядку. Дети: Первая горизонталь, вторая горизонталь, третья горизонталь, четвертая горизонталь, пятая горизонталь, шестая горизонталь, седьмая горизонталь, восьмая горизонталь. Педагог: Дети, как называются линии на доске, которые идут наискосок. Ответы детей. Педагог: Чем диагонали обозначаются на доске? Дети: Латинскими буквами и цифрами. Педагог: Что такое позиция? Дети: Расстановка фигур на доске. Педагог: Что такое шах? Дети: Предупреждение короля об опасности. Педагог: Что такое мат? Дети: Это шах, от которого нет защиты. Педагог: Молодцы! Что такое пат? Дети: Ничья. Педагог: Продолжаем наводить порядок в шахматном королевстве. Сегодня мы познакомимся с одновременным ходом короля и ладья, который на шахматном языке называется рокировкой. Повторите – рокировка. Ещё раз – рокировка. Педагог обращается к нескольким детям с вопросами: «Как называется на шахматном языке одновременный ход короля и ладьи? Что такое рокировка?» Педагог: Вы знаете, что все места рядом с королём давно распределены и переходят по наследству. И вот однажды король решил: «Позволю– ка я какой-нибудь ладье один раз за всю игру быть подле меня.» И придумал хитрую вещь – рокировку. Но обставил её тремя условиями, чтобы ладье не приходилось зевать. При каких же условиях выполняется одновременный ход короля и ладьи. Во время объяснения педагог сопровождает свою речь показом на демонстрационной шахматной магнитной доске. Педагог: Первое условие: если ни король, ни ладья не трогались с места, то рокировка разрешается. Второе условие: если между королём и ладьёй нет ни своих, ни неприятельских фигур. Третье условие: король во время рокировки не находится под шахом. Ребята, только при соблюдении этих условий можно сделать одновременный ход короля и ладьи. Короля переставляют через одно поле в сторону ладьи, а ладью переносят через короля и ставят рядом с ним. На шахматном языке такой ход называется короткой рокировкой. Вопрос: Для чего нужно делать рокировку? Ответы детей. Педагог: Правильно, Чтобы перебросить короля подальше от боевых действий, от центра, в более безопасное место. Педагог уточняет знания детьми условий, при которых выполняется короткая рокировка. Предлагает одному ребёнку выполнить короткую рокировку на демонстрационной магнитной шахматной доске. Педагог: Ребята, выполните короткую рокировку на своих шахматных досках. Педагог проверяет правильность выполнения детьми короткой рокировки на шахматных досках. Пальчиковая гимнастика. Большой палец встал один, Сжать пальцы в кулачок, Указательный – за ним. поочерёдно разгибать их, Средний будет безымянный, начиная с большого. Тот поднял мизинчик малый, Встали братцы все – «Ура!», Широко расставить пальцы На работу им пора. в стороны. Педагог: Ребята, откройте свои шахматные тетради и выполните задания, которые там даны. Детям даются задания в зависимости от уровня развития мелкой моторики и координации движений руки. Дети выполняют задания. Звучит спокойная музыка. За минуту до окончания работы в тетрадях меняется музыка, что служит сигналом (якорем) к завершению работы. Под звуки торжественной музыки входит Шахматный король. Шахматный король: Спасибо, ребята, что помогли мне навести порядок в шахматном королевстве. Что нового вы узнали сегодня на занятии? Ответы детей. Шахматный король: Молодцы! За это я вам вручаю шахматные короны. Звучит торжественная музыка, и король вручает детям шахматные короны. IV. Постановка новой проблемы.Шахматный король: Ребята, а на следующем занятии я приглашаю вас в своё шахматное королевство и познакомлю с одновременным ходом короля и ладьи, который на шахматном языке называется длинной рокировкой. |
||||||||||||||||||||
МАДОУ ДСКВ "Колокольчик" © 2024 г. Дятьково Конструктор сайтов - uCoz |