Четверг, 16.05.2024, 04:29
Вы вошли какГость | Мой профиль | Выход
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход







Меню сайта
Баннер ПОС
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
80-летие


79 лет ПОБЕДЫ ВОВ

День за днем к 79 годовщине великой ПОБЕДЫ

Форма входа
1941-1945
***
Поиск
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

 

Воспитатель: Манешина Надежда Григорьевна

Тема: «Обучение детей игре в шахматы».



 Программные задачи:

- познакомить детей с одновременным ходом короля и ладьи
– рокировкой;
- активизировать мыслительную деятельность детей;
- продолжать подготовку руки к письму;
- закрепить знания детей о линиях на шахматной доске: вертикалях, горизонталях, диагоналях и их обозначениях;
- уточнить знания детей о часах времени: часы недели, часы месяцев, часы времён года, часы года;
- продолжать учить детей ориентироваться на шахматной доске;
- закрепить у детей умение видеть во время игры изящество и красоту отдельных ходов, шахматных комбинаций, получать от игры истинное удовольствие;
- развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание. Материалы и оборудование.


Демонстрационный материал:
телеграмма, модель часов недели, модель часов времён года, модель часов месяцев, магнитная шахматная доска, магнитофон, таблица «Линии на шахматной доске», набор латинских букв.
Раздаточный материал:
наборы шахмат (6 штук), карандаши (12 штук), шахматные тетради (12 штук), макеты шахматных корон.


Ход занятия:

I. Введение в игровую ситуацию.

Педагог: Ребята, заниматься математикой вы сегодня будете в шахматной школе.
Стук в дверь, входит почтальон Печкин. Печкин: Начальная школа – детский сад № 2?
Ответы детей. Печкин: Старшая группа?
Ответы детей.
Печкин: Вам срочная телеграмма.
Педагог: Надо срочно прочитать её содержание. Кто мне поможет?
Один ребёнок по желанию читает телеграмму.
Содержание телеграммы: «Дорогие дети! Я оказался в затруднительном положении. Если вы мне поможете, то я награжу вас шахматными коронами. Шахматный король».
Педагог: Ребята, поможем шахматному королю? Ответы детей.

II. Уточнение проблемы и установка задачи.

 Педагог: Чтобы помочь королю, надо всё привести в порядок и вспомнить часы времени. Сколько дней в неделе?
Ответы детей, в случае затруднения педагог задаёт наводящие вопросы.
Педагог: Назовите дни недели по порядку.
Ответы детей.
Педагог: Как называются эти часы?
Ответы детей. Педагог: Сколько времен года?
Ответы детей. Педагог: Как сменяют друг друга времена года, начиная с зимы?
Педагог ответы детей сопровождает показом модели часов времён года.
Педагог: Как называются эти часы?
Ответы детей.
Педагог: Сколько братьев Месяцев, помощников Зимы?
Ответы детей.
Педагог: Назовите их.
Педагог ответы детей сопровождает показом модели часов месяцев.
Педагог: Назовите братьев Месяцев, помощников Весны?
Ответы детей.
Педагог: Как называются эти часы?
Ответы детей.
Педагог: Молодцы, ребята! Ничто не подвластно времени. Напоминаю вам, что наша, многими любимая игра шахматы, существует более двух тысяч лет. А сейчас я вас превращаю в шахматные фигуры. Встаньте, моё могучее войско. Давайте споём нашу любимую песню «Шахматное войско».
Физкультминутка. Дети исполняют песню, выполняя определённые движения. Мы - шахматные пешки Ходьба на месте. В бою не любим спешки, Шагаем лишь вперед, Шаг вперед левой ногой, Назад не знаем ход. ходьба на месте. За нами офицеры, Шаг левой ногой в сторону, За нами короли, руки в стороны, Ладьи и королевы правую ногу приставить к И конные полки. левой, руки к плечам. Налево и направо Наклон влево, правая рука Мы бить имеем право, вверх. А коль в конец доски придём, Наклон вправо, левая Фигуру новую берём. рука вверх.

III. Поэтапное решение проблемы.

Педагог: Песня нам помогла вспомнить название шахматных фигур. А теперь давайте вспомним, где они живут, и повторим с вами шахматную географию и шахматную азбуку. Как называются линии на доске, идущие сверху вниз?
Ответы детей.
Педагог: Чем они обозначаются на доске?
Дети: Латинскими буквами.
Педагог: Кто расскажет о латинских буквах считалочку?
Дети: Артисту Биму циркуль дашь, его фамилия ЖЭ АШ.
Педагог: Назовите вертикали по порядку.
Дети: Вертикаль , вертикаль , вертикаль C, вертикаль , вертикаль , вертикаль , вертикаль , вертикаль.
Педагог: Как называются линии на доске, которые идут слева направо или справа налево.
Ответы детей.
Педагог: Чем они обозначаются на доске?
Ответы детей.
Педагог: Назовите их по порядку.
Дети: Первая горизонталь, вторая горизонталь, третья горизонталь, четвертая горизонталь, пятая горизонталь, шестая горизонталь, седьмая горизонталь, восьмая горизонталь.
Педагог: Дети, как называются линии на доске, которые идут наискосок.
Ответы детей. Педагог: Чем диагонали обозначаются на доске?
Дети: Латинскими буквами и цифрами.
Педагог: Что такое позиция?
Дети: Расстановка фигур на доске.
Педагог: Что такое шах?
Дети: Предупреждение короля об опасности.
Педагог: Что такое мат? Дети: Это шах, от которого нет защиты.
Педагог: Молодцы! Что такое пат?
Дети: Ничья. Педагог: Продолжаем наводить порядок в шахматном королевстве. Сегодня мы познакомимся с одновременным ходом короля и ладья, который на шахматном языке называется рокировкой. Повторите – рокировка. Ещё раз – рокировка.
Педагог обращается к нескольким детям с вопросами: «Как называется на шахматном языке одновременный ход короля и ладьи? Что такое рокировка?»
Педагог: Вы знаете, что все места рядом с королём давно распределены и переходят по наследству. И вот однажды король решил: «Позволю– ка я какой-нибудь ладье один раз за всю игру быть подле меня.» И придумал хитрую вещь – рокировку. Но обставил её тремя условиями, чтобы ладье не приходилось зевать. При каких же условиях выполняется одновременный ход короля и ладьи.
Во время объяснения педагог сопровождает свою речь показом на демонстрационной шахматной магнитной доске.
Педагог: Первое условие: если ни король, ни ладья не трогались с места, то рокировка разрешается. Второе условие: если между королём и ладьёй нет ни своих, ни неприятельских фигур. Третье условие: король во время рокировки не находится под шахом.
Ребята, только при соблюдении этих условий можно сделать одновременный ход короля и ладьи. Короля переставляют через одно поле в сторону ладьи, а ладью переносят через короля и ставят рядом с ним. На шахматном языке такой ход называется короткой рокировкой.
Вопрос: Для чего нужно делать рокировку? Ответы детей.
Педагог: Правильно, Чтобы перебросить короля подальше от боевых действий, от центра, в более безопасное место.
Педагог уточняет знания детьми условий, при которых выполняется короткая рокировка. Предлагает одному ребёнку выполнить короткую рокировку на демонстрационной магнитной шахматной доске.
Педагог: Ребята, выполните короткую рокировку на своих шахматных досках.
Педагог проверяет правильность выполнения детьми короткой рокировки на шахматных досках. Пальчиковая гимнастика. Большой палец встал один, Сжать пальцы в кулачок, Указательный – за ним. поочерёдно разгибать их, Средний будет безымянный, начиная с большого. Тот поднял мизинчик малый, Встали братцы все – «Ура!», Широко расставить пальцы На работу им пора. в стороны.
Педагог: Ребята, откройте свои шахматные тетради и выполните задания, которые там даны.
Детям даются задания в зависимости от уровня развития мелкой моторики и координации движений руки.
Дети выполняют задания. Звучит спокойная музыка. За минуту до окончания работы в тетрадях меняется музыка, что служит сигналом (якорем) к завершению работы.
Под звуки торжественной музыки входит Шахматный король.
Шахматный король: Спасибо, ребята, что помогли мне навести порядок в шахматном королевстве. Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей.
Шахматный король: Молодцы! За это я вам вручаю шахматные короны. Звучит торжественная музыка, и король вручает детям шахматные короны.

IV. Постановка новой проблемы.


Шахматный король: Ребята, а на следующем занятии я приглашаю вас в своё шахматное королевство и познакомлю с одновременным ходом короля и ладьи, который на шахматном языке называется длинной рокировкой.